Археологи выяснили, когда появился первый шелк в Китае

12 Января, 2017

Хим. следы шелка были найдены группой ученых из Университета науки и технологий в Хэфэе под управлением Децай Гуна в одной из гробниц в древнем городище Цзяху. Археологи обнаружили древнейшие останки шелковистой ткани, возраст которых составил около не менее 8,5 тыс. лет.

— Сложно сказать, как граждане Цзяху использовали шелк, однако мы думаем, что они делали шелковистые ткани, чтобы хоронить собственных усопших. При исследовании захоронений работники Университета науки и технологий обнаружили небольшие костяные иглы и инструменты, созданные для прядения.

Согласно китайским легендам, секрет шелка был открыт супругой «желтого императора» Хуан-ди, императрицей Лэй Цзу, которая случайно обратила внимание на нити гусеницы шелкопряда, когда та упала ей в чай.

Населенный пункт Цзяху признается древнейшим очагом цивилизации в Поднебесной, и здешние захоронения давно вызывают пристальный интерес всего ученого мира. Село, по мнению ученых, было заселено 9 тысяч лет назад, а уже 7 тысяч лет назад оно опустело. В разные годы там были найдены остатки старинных музыкальных инструментов, свидетельства письменности, первых окультуренных растений.

Для этого ученые растворяли образцы почвы и пропускали их через сверхчувствительный масс-спектрометр, способный уловить даже малейшие следы молекул органического происхождения. Химический анализ почвы при помощи особого сверхчувствительного устройства помог ученым отыскать редкостный белок — фиброин. Оказалось, что делать шёлк они начали на 3,5 тыс. лет до этого, чем ранее предполагалось.

«В могилах мы нашли костяные иглы и инструменты для прядения нитей, сообщает о том, что граждане могли не только лишь плести шелковистые нити, однако и изготовлять из них ткани», — поведал Деца Гун с китайского Университета науки и технологий в Хэфэй.

Примечательно, что именно в Цзяху проживала императрица Лэй Цзу, которая по древней китайской легенде, нашла способность тутового шелкопряда создавать длинную и надежную нить. Совсем скоро Гун и его коллеги проверят образцы почвы из иных старинных захоронений на территории Китая, что несомненно поможет им понять, как быстро распространялись секреты изготовления шелка по его территории, и как множество потенциальных очагов зарождения шелкопрядения существовало в Поднебесной.